Как производится деревянная вагонка своими руками?

Деревянной вагонке в плане конкуренции среди отделочных материалов просто нет равных. Судите сами: прекрасный внешний вид, длительный срок службы, экологичность, отличная сочетаемость с другими отделочными материалами. Список преимуществ вагонки можно продолжать и продолжать.

Внешний вид деревянной вагонки
Деревянная вагонка имеет элегантный внешний вид, долгий период эксплуатации, а также прекрасно сочетается с другими материалами.

Один только есть недостаток у этого отделочного материала: не всегда удается найти в торговых точках качественно изготовленный материал. То качество строгания оставляет желать лучшего, то профиль вагонки совсем примитивный, то сколы и отверстия на местах сучков пугают своей непривлекательностью. А ведь проблема решается совсем просто: вагонка своими руками очень легко изготавливается. Для этого потребуются:

  • пиломатериалы (обрезная доска или брус);
  • рулетка;
  • строительный уровень;
  • фрезерный станок;
  • средства индивидуальной защиты.
Чертеж деревянной вагонки
Чертеж деревянной вагонки.

Из бруса производить такое изделие предпочтительнее, так как вы сами можете регулировать толщину будущей вагонки. Но при этом придется воспользоваться циркуляркой, у которой выход режущей кромки находится выше половины толщины бруса. В идеале, конечно, чтобы распил проводился за один проход, но такую циркулярку имеет далеко не каждый. Поэтому ограничимся тем, что есть. Итак, установим ограничивающую планку на расстоянии 2 см от режущего круга и совершим продольный пропил по всей длине бруса. Переворачиваем брус и делаем пропил с обратной стороны. У вас должна была получиться доска толщиной около 2 см. Так придется распилить весь брус, и на выходе вы имеете обрезную доску.

Производство нужного количества заготовок

Если же вы имеете в наличии уже готовую доску (необрезную), то ее предстоит обрезать. При этом следим за тем, чтобы ширина всех получаемых заготовок для вагонки была одинаковой. Делается это так: одна сторона доски «отбивается» старинным способом. А именно: вам предстоит прочный шнурок намазать древесным углем (использовать можно кусок обгоревшей ветки дерева) и прижать шнур к доске таким образом, чтобы он целиком находился на плоскости доски. Среднюю часть шнурка поднимаем над доской и отпускаем: сила натяжения сделает свою работу — на доске получится идеально ровная линия. А сейчас сделаем необходимую разметку. Для этого от полученной линии в разных концах доски отступим одинаковое расстояние (от 10 до 15 см) и по полученным отметинам еще раз «отобьем» доску. По этим линиям предстоит обрезать доску и заготовку будем считать готовой.

Вернуться к оглавлению

Правильное строгание и профилирование

Схема подбора фрез для изготовления вагонки
Схема подбора фрез для изготовления вагонки.

Заготовки для деревянной вагонки готовы, и можно переходить к следующему этапу — строганию. Заметим, что дерево при строгании получает идеально ровную поверхность только в том случае, если заготовка прижимается к полку фрезерного станка равномерно. Следовательно, пользоваться прижимным механизмом станка стоит обязательно. Работы по строганию проводятся в паре. Так вы сможете избежать вибрации заготовки, что значительно отразится на качестве деревянной вагонки. Строгание производится с обеих сторон заготовки. При правильной регулировке станка и оптимальной частоте вращения при строгании толщина вагонки получится в районе 1,6 мм. Вполне хороший параметр. Не стоит пугаться, если произошло отклонение в сторону уменьшения толщины. Деревянная вагонка при монтаже скроет этот недостаток за счет плотности прилегания к основе.

После строгания плоскостей вагонки предстоит заняться профилированием. Здесь каждый волен выбирать сам: профиль деревянной вагонки встречается весьма различный. Самый простой способ — сделать профиль с помощью фрезерного станка. Для этого на станке устанавливается ограничение по ширине (около 2 см). Выход ножа должен составлять половину толщины вагонки. Один край каждой заготовки необходимо «проработать» именно по этим параметрам. Обратную же сторону (по диагонали) предстоит обработать на ту же глубину, но ширину следует сделать вполовину меньше первоначальной. Так ваша вагонка ничем не будет отличаться от фабричной: при обшивке стен вы получите между панелями небольшое симпатичное углубление.

http://vsyavagonka.ru/www.youtube.com/watch?v=eH7LWNMJZ78

Вернуться к оглавлению

Сушка готового изделия

Согласитесь, что настоящая вагонка именно этим и отличается от обычной доски. Фаски лицевой стороны следует зачистить наждачной бумагой или шлифмашинкой. Можно считать, что деревянная вагонка готова. А вот сразу применять ее в строительстве не стоит. Дело в том, что дерево даже при идеальном его содержании на хранении или самом современном способе сушки не может иметь влажность, одинаковую по всему объему. А это значит, что дополнительная сушка необходима. Деревянная вагонка нуждается в сушке в затемненном помещении, имеющем хорошую вентиляцию.

В фабричных условиях производится еще и контроль влажности, но при самостоятельном производстве вагонки это вряд ли возможно. Достаточно лишь обеспечить указанные условия. Плюс к этому необходимо, чтобы в период сушки деревянная вагонка не имела прогибов. Около месяца в таком положении, и можно выбрасывать материал. Лучше уложить вагонку на гидроизолированную поверхность с интервалом около 5 мм между панелями. Каждый такой ряд прокладывается деревянными рейками на расстоянии не более 50 см, и производится укладка следующего ряда. Такой способ хранения и сушки можем считать идеальным для любого материала из дерева.

http://vsyavagonka.ru/www.youtube.com/watch?v=2tczyfLGN2M

Вернуться к оглавлению

Выбор правильного дерева

Выбор материала для изготовления вагонки нельзя считать лишь сопутствующей процедурой. Именно на этом этапе закладывается качество будущего продукта. И главное при выборе — не ошибиться с древесиной. Осина, например, очень легко поддается обработке, но это совершенно плохой материал с точки зрения отделки: быстро теряет внешний вид, ее коробит от перепадов температур и изменения влажности.

Лучшими можно считать пиломатериалы из семейства хвойных.

И структура древесины очень приятная на вид, и обрабатывается не очень сложно, и срок службы такого дерева очень большой, особенно при хорошей его пропитке. Опасаться стоит только стволов деревьев, имеющих большое количество срезов от старых ветвей. Молодые ветви, как правило, не несут опасности для материала. А вот на месте старых ветвей при строгании часто происходит выпадение сердцевины ветви, которая уходит глубоко в ствол дерева.

vsyavagonka.ru