Облицовка помещений вагонкой на сегодняшний день является одним из самых популярных вариантов декорирования стен и потолков бань, саун, а также интерьеров загородных домов, выполненных в модных стилях кантри и прованс. Вагонка привлекает потребителей своей экологичностью, звукоизоляционными качествами, натуральностью поверхности, привносящей в атмосферу жилища теплоту и гармонию, и, конечно, несложными правилами монтажа, не требующими предварительного выравнивания, шпаклевания и оштукатуривания облицовочных поверхностей.
Вооружившись знаниями, как прибивать вагонку, даже непрофессионал сможет самостоятельно выполнить все монтажные работы быстро и качественно. Тут главное — помнить о нюансах и в точности придерживаться технологии крепежа этого отделочного материала. А из специальных навыков понадобится разве что умение пользоваться простыми строительными инструментами.
Подготовка к обшивке поверхностей
Прежде всего следует решить, как будет крепиться отделка. Нужно учитывать советы дизайнеров: вертикальная укладка подойдет для низких помещений, визуально поднимая потолок. Горизонтальная визуально расширит узкие, длинные комнаты. В оформлении интерьеров практикуется также и диагональная облицовка (в основном для потолков), но этот вариант считается более сложным для выполнения и затратным по расходу материала.
При выборе направления облицовки следует учитывать, что в банях и саунах специалисты рекомендуют выполнять только вертикальный монтаж вагонки, обеспечивающий проход воздуха и предотвращающий застой водяных капель.
Перед началом облицовочных работ необходимо будет снять со стен розетки и выключатели (предварительно их обесточив). А еще — позаботиться о гидрозатворе, покрыв снизу все стены специальной гидроизоляционной замазкой, так как деревянная вагонка очень гигроскопична.
Из материалов требуются:
- Вагонка. На рынке она представлена тремя видами: деревянная, пластиковая и МДФ. При выборе нужно понимать, что благородства и домашнего уюта помещению придает натуральная облицовочная доска. Лучше приобретать вагонку, выполненную из хвойных пород дерева — она универсальна и подойдет как для стен внутренних, так и для наружных.
- Сухие, ровные деревянные бруски, или рейки, обработанные противогрибковым антисептиком. Служат каркасом для облицовки, выравнивают стены. Их сечение зависит от степени неровности поверхности: 15х30 или 20х40 мм. Если хочется попутно еще и утеплиться, бруски для каркаса должны быть толще, до 50 мм. Теплоизоляцию можно будет закладывать между ними.
- Угловые элементы — штапики для окон, или специальный деревянный уголок, изготовленный промышленным способом.
Для того чтобы прибить вагонку, понадобятся:
- шнур, отвес и уровень;
- дюбель-гвозди для крепления каркасных брусков;
- финишные гвоздики или шурупы диаметром 2,5-3мм для монтажа вагонки, для крепежа тонкой вагонки можно воспользоваться скобами-кляммерами, крепеж пластиковых планок выполняют еще проще — строительным степлером;
- молоток и добойник для шляпок гвоздей;
- лобзик электрический или пила с мелкими зубчиками для обрезания вагонки.
Монтаж основания под вагонку
Перед тем как правильно прибивать вагонку, сооружают каркас. Только с его применением можно впоследствии получить абсолютно ровную облицовочную поверхность. Монтаж обрешетки являет собой закрепление с шагом в 5 см деревянных брусков дюбель-гвоздями к поверхности стен.
Строительная технология предполагает, что бруски каркаса всегда крепятся перпендикулярно к планкам вагонки. То есть вертикальная установка вагонки предполагает горизонтальную обрешетку. Соответственно, горизонтальная укладка вагоночных планок требует вертикального закрепления каркаса. Диагональная облицовка производится с соблюдением угла в 90° относительно вагонки.
Первыми устанавливают вертикальные каркасные рейки по углам стены, отвесом контролируя правильность их положения. Вверху и внизу этих реек натягивают шнуры для контроля точности установки горизонтальных реек у пола и над потолком.
Затем, отступив от крайней на 40-50 см, крепят следующую рейку. А за ней аналогично и все остальные. Для подгонки каждую установленную рейку рекомендуется проверять на ровность уровнем и отвесом. Окна и двери необходимо обвести дополнительными брусками.
Обшивка стен планками вагонки
При вертикальной обшивке вагонку крепят от левого угла стенки. Первую планку крепят гребнем к этому углу. Высоту планки, которую рассчитывают на 5-10 мм ниже потолка, корректируют, отпиливая пилой зубчиками вверх или лобзиком до необходимой длины. Пилить следует с изнанки вагонки, чтобы не оставлять следов обработки.
Затем вагонку прибивают финишными гвоздями по гребню и далее посередине планки к рейке обрешетки. Гвозди держат наискосок, забивают под углом и утапливают добойником, а затем зашпаклевывают. Можно установить вагонку, укрепив ее не посередине, как описывалось выше, а по гребню планки. В таком случае, чтобы избежать трещин, нужно предварительно под крепеж просверлить отверстия.
Если кому-то не нравится, что крепеж виден, гвозди или шурупы можно размещать в пазах вагонки. Тогда гребень последующей планки скроет крепеж. Все полосы вагонки в процессе монтажа проверяются на четкость вертикали при помощи отвеса.
Последнюю рейку перед установкой по правому краю стены подрезают до нужного размера и крепят к обрешетке. А на первой планке вагонки следующей стены срезают гребень, чтобы прикрыть шляпки гвоздей той самой последней планки, которую подрезали на первой стене.
http://vsyavagonka.ru/www.youtube.com/watch?v=18Vm2HeynpU
При выборе горизонтальной укладки правильно прибивать вагонку нужно от потолка, а не от пола. Если начинать крепеж снизу, верхнюю полосу вагонки, как правило, придется подрезать по ширине, что смотрится не очень аккуратно. Поэтому лучше выбирать для обрезки последнюю нижнюю полосу, а проем между ней и полом прикрыть плинтусом.
Монтаж вагонки следует производить так, чтобы планки не состыковывались с полом и потолком, иначе будет нарушена воздушная вентиляция.
Зазор в несколько миллиметров даст возможность воздуху свободно циркулировать.
http://vsyavagonka.ru/www.youtube.com/watch?v=dGSaMdHYDcM
В завершение облицовочных работ производится перекрытие углов путем вклеивания оконных штапиков или угловых элементов и обработка вагонки подходящим для нее лаком в несколько слоев.