Облицовка балкона или лоджии евровагонкой хоть и является довольно дорогостоящим видом внутренней отделки, но тем не менее она весьма достаточно популярна. Никакой другой материал не может сравниться с деревом по экологичности и внешнему виду. Древесина обладает хорошей тепло- и звукоизоляцией, способностью поддерживать определенный уровень влаги. Для проведения часто прибегают к помощи профессионалов, однако отделка балкона евровагонкой своими руками вполне доступна даже людям без специальных навыков. Необходимо только последовательно и тщательно выполнять все этапы работ.
Выбор отделочного материала
Под вагонкой подразумевают тщательно обработанную фасонную доску или рейку. Рейки монтируются встык, а доски имеют шпунтовые замки или уступы. Изначально в России технология применялась для обшивки железнодорожных вагонов, что отразилось впоследствии в названии материала.
Евровагонка изготавливается по европейским стандартам. Она имеет замок типа «гребень — паз», удобна в укладке, позволяет избежать появления щелей при изменении линейных размеров доски под влиянием температуры и влажности. Для внутренней отделки балконов и лоджий стандартно берется доска, толщиной 12,5 мм и шириной 96 мм (рабочая поверхность — 88 мм). Евровагонка может быть выполнена как с прямыми углами (Standart), так и с закругленными фасками (Soft Line).
Стоимость доски зависит от породы древесины и классификации по сортам. Для облицовки балконов и лоджий используют доску из ели, сосны, липы, ольхи, ясеня, кедра, дуба и других деревьев. Самые дорогие варианты — дуб и кедр, самые доступные — ель и сосна. От сосны лучше отказаться в том случае, если на балкон попадают прямые солнечные лучи: под воздействием высокой температуры она будет выделять смолу. Иных ограничений на использование того или иного дерева нет: все зависит от личных пристрастий и финансовых возможностей.
В зависимости от качества древесины вагонка подразделяется на 4 класса:
- «Экстра». Характеризуется полным отсутствием сучков и дефектов.
- «A». Допускается 1-2 светлых сучка диаметром до 3 мм на 1 п. м. доски.
- «B». Допускается наличие темных невыпадающих сучков диаметром до 10 мм.
- «C». Допускаются выпадающие сучки и сквозные трещины.
Вагонка класса «C» категорически не подходит для облицовки лоджии или балкона. Класс «B» также используется достаточно редко и только под покраску. Если отделка лоджии «Экстрой» покажется сильно дорогим вариантом, то лучше остановить выбор на классе «A».
Вся закупленная евровагонка должна быть из одной партии. Это гарантия того, что доски прошли один и тот же технологический процесс и имеют идентичные свойства, размеры и влажность.
Поэтапное проведение работ
Перед тем как проводить отделку евровагонкой, балкон следует тщательно подготовить. Старые обои и штукатурка должны быть удалены. Если в стенах или потолке обнаружены трещины, то их следует расшить болгаркой и заделать цементным раствором. Плесень — главный враг древесины, поэтому все поверхности необходимо обработать специальным противогрибковым составом. После всех этих действий можно переходить к установке обрешетки и укладке утеплителя.
Для каркаса берется обработанный антисептиком брус 40х20 мм. Можно выполнить и металлический каркас, но он обойдется дороже. Отделка балкона с металлической обрешеткой выполняется в условиях высокой влажности. Направляющие крепятся к стенам анкерными болтами или дюбелями. Направление монтажа — перпендикулярно вагонке. Расстояние между брусками должно составлять 40-50 см. Нижний брус устанавливается на расстоянии 3-5 см от пола для последующего крепления напольного плинтуса, верхний на уровне крепления потолка. Кроме того, нужно выполнить обрешетку по углам стен и по периметру проемов. Горизонтальность и вертикальность каркаса проверяются при помощи строительного уровня. В случае неровности стены под брус укладывается клин из фанеры или дерева.
При использовании фольгированного утеплителя он крепится к стене под каркас. Если же отделка балкона осуществляется с теплоизоляцией на основе минеральной ваты, то ее укладывают после установки каркаса в ячейки между брусом и крепят с помощью клей-пены. Поверх утеплителя раскатывается пароизоляционная пленка.
Монтаж евровагонки начинается от угла. Доска прикладывается к стене, выставляется по уровню и крепится к планкам обрешетки на саморезы. С другой стороны доска прижимается к обрешетке при помощи специальной скобы — кляймера. Кляймер вставляется в паз вагонки и прибивается гвоздем к брусу. При отсутствии кляймеров панель к направляющей можно прибить непосредственно гвоздем в паз, но при этом существует достаточно большой риск повредить замок. Монтаж остальных досок выполняется достаточно просто, благодаря системе крепления «паз-шип». Каждая последующая доска вставляется в паз предыдущей и крепится кляймером.
http://vsyavagonka.ru/youtu.be/e504xoTKqrc
После монтажа всех досок угловые стыки закрываются плинтусами. На заключительном этапе отделки евровагонкой ее необходимо покрыть защитным составом.